У всех нас есть свои страхи, а часто ли вы испытываете страх в работе с филлерами?
У всех нас есть свои страхи, а часто ли вы испытываете страх в работе с филлерами?
Сегодня, вместе с Ольгой Шер, поговорим о контурной пластике и почему ее так боятся косметологи?
Корреспондент (К): Ольга Александровна, здравствуйте! Расскажите пожалуйста, с какими страхами чаще всего сталкиваются врачи при работе филлерами на основе ГК?
Ольга Шер: Добрый день! Так как многие специалисты не понимают и не умеют отличать побочные эффекты от осложнений. Именно этот аспект и является самым большим страхом начинающего, а иногда и опытного косметолога.
К: В чем же тогда разница между побочными эффектами и осложнениями ?
Ольга Шер: Побочные действия в косметологии связанные с контурной пластикой - это реакция организма, возникающая в связи с инъекциями непосредственно филлеров. Они являются своего рода нормальными, но конечно же нужно предупредить о них клиента, например: отек, небольшие гематомы и болевые ощущения в месте инъекции.
Осложнение это уже больше - непредвиденный, нежелательный процесс, то есть такая реакция организма, которая может быть связана с лекарственным препаратом или без связи с ним и процедурой. Возникнуть в контурной пластике они могут в связи с тем, что инъекционно и анатомически были не соблюдены определенные правила безопасности.
По сути осложнения это то, что требует вмешательства со стороны врача для того, чтобы не допустить серьезных негативных последствий, которые могут быть связаны с ишемическим или эмболическим синдромом.
К: Какая зона чаще всего подвержена риску и с чем это связано?
Ольга Шер: Осложнениям подвержены в большей степени те зоны, которые хорошо васкуляризированы. Если мы приведем в пример строение лицевого черепа на нем есть выступающие части и зоны углубления. Зоны углубления являются анатомическими защитниками для крупных сосудов и нервов. Соответственно, такие зоны как носогубная складка, носощечная борозда, носослезная борозда являются анатомически опасными, потому что в этих местах проходят крупные сосудистые магистрали. Но как ни странно, чаще всего пациенты обращаются с запросом устранить дефекты в этих зонах, потому что визуально видят “западения” и хотят их выправить.
Все специалисты в сфере медицины знают теоретическую часть анатомии, но несмотря на это они должны понимать что на практике у людей все настолько вариативно, поэтому предусмотреть все возможные риски в любых анатомических зонах просто невозможно.
Также стоит отметить зону носа и глабеллярную зону, которая связана с межбровьем и областью орбиты. Дело в том, что здесь проходят сосуды, которые имеют между собой тесные анатомические связи и при возникновении осложнений - это может грозить действительно серьезными последствиями, вплоть до слепоты, если филлер был введен некорректно в большом объеме.
К: А что Вы можете сказать об одной из самых популярных процедур: увеличение или аугментация губ? Возможны ли осложнения и как часто они встречаются?
Ольга Шер: Вопреки общепринятому мнению косметологов процедура увеличения губ в действительности вызывает осложнения достаточно редко, а вот побочных эффектов много, например, выход филлера в слизистую или в мышцу, то есть распространение за пределы каймы губ и выглядит как гиалуроновые усы. Такие побочные эффекты могут возникнуть из-за неправильной техники введения препарата, недостаточной квалификации специалиста, а также особенностей строения мышцы конкретного пациента.
Серьезные же осложнения, такие как ишемия или эмболизация, в процентном соотношении относительно других процедур, случаются редко по причине хорошей анатомической васкуляризации губ и наличия анастомозов.
К: Многие специалисты бросаются из крайности в крайность: они либо совсем не замечают, например, ишемию, либо видят ее в каждой работе. Как своевременно распознать “ошибку” и не паниковать с утра до вечера?
Ольга Шер: Да, действительно, есть такой момент. Это происходит, как правило, по причине разной стрессоустойчивости специалистов. Кто-то действительно переживает и видит ишемию в каждой своей работе, в каждом синяке, в каком-то изменении цвета после работы с губами. А есть те, кто никогда не сталкивался с осложнениями и возможно поэтому очень халатно относятся к тому, что это может произойти в действительности. И бывали случаи когда специалист не выходил на связь, потому что попросту недооценивал ситуацию.
На обучениях в Школе современной инъекционной косметологии мы рассказываем как выглядит правильная диагностика осложнений, чтобы специалисты не боялись работать с ними сразу и предотвращать негативные последствия осложнений. Когда у вас уже есть проработанный алгоритм действий, то вы не испытываете панику - для вас это нормальный рабочий момент, но для этого специалисту, конечно, необходимо обучаться.
К: Можно ли как-то снизить риск появления нежелательных побочных реакций и осложнений?
Ольга Шер: Конечно, можно! Дело в том, что возникновение большинства осложнений связано именно с расширенными сосудами, поэтому накануне процедуры клиента желательно предупредить, чтобы избегал действий, которые могут способствовать расширению сосудов: алкоголь, баня, различные кроворазжижающие средства и кофе - один из главных врагов, способствующий появлению как побочных реакций, так и осложнений в виде ишемических составляющих.
К: Существует ли для косметолога какой-то план действий на случай возникновения осложнений?
Ольга Шер: Да, такой план существует! Этот алгоритм действий, опять же, мы даем на обучении, но самое главное что нужно помнить:
- работать в анатомически опасных зонах нужно крайне осторожно
- предпочтение отдавать канюльным техникам
- знать реологию филлеров
- при работе с филлером на кости, особенно плотным, обязательно делать аспирационную пробу, которая покажет что игла находится не в просвете сосуда.
К: Если специалист в своей практике уже сталкивался с проблемой подобного рода, как в дальнейшем ему побороть страх при работе с филлерами?
Ольга Шер: Если специалист сталкивался то, конечно, будет присутствовать страх и врач даже может отказаться от процедур на какое-то время. В практике такое случается, поскольку мы общаемся часто с коллегами в наших группах поддержки после обучений. После случаев осложнений бывает очень страшно вернуться снова к работе, как например после автомобильной аварии - кто-то легко переносит подобного рода потрясения, а кто-то не может потом сесть за руль.
Просто специалисту нужно понимать, что осложнения в работе и какие-то побочные эффекты могут быть. Не ошибается только тот, кто ничего не делает!
- придерживайтесь определенного алгоритма действий
- аккуратно выполняйте свою работу
- помните о том, что в руках у вас игла - острый предмет
- работайте по правилам
Все! Ничего страшного и сложного.
И конечно, специалиста как ничто другое подбадривают положительные отзывы его клиентов. Если у вас на 100 пациентов, например, один случай осложнения, но при этом 99 довольных клиентов, то вы очень быстро вернетесь в работу.